В Гонконге внесли поправки в руководство по борьбе с отмыванием денег

09.11.2021

Принятые поправки были нацелены на то, чтобы привести меры по борьбе с отмыванием денег в Гонконге в соответствие со стандартами FATF и дать финансовым организациям практические рекомендации по их реализации.

Год назад, 18 сентября 2020 года, Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) выпустила консультационный документ, давая рынку возможность прокомментировать предлагаемые поправки к руководству по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML/CFT). Поправки были основаны на рекомендациях Группы разработки финансовых мер по противодействию отмыванию денег (FATF) из отчета о взаимной оценке за сентябрь 2019 года. 

И вот, 15 сентября 2021 года SFC опубликовала свои выводы (консультационные заключения) по итогам прошлогодней консультации. Пересмотренное руководство по AML/CFT вступило в силу с 30 сентября 2021 года, за исключением новых требований к трансграничным корреспондентским отношениям, которые начнут действовать с 30 марта 2022 года после шестимесячного переходного периода. 

Обзор принятых поправок по противодействию отмыванию денег

Принятые поправки были нацелены на то, чтобы привести меры по борьбе с отмыванием денег в Гонконге в соответствие со стандартами FATF и дать финансовым организациям практические рекомендации по их реализации. 

Вот основные изменения:

  • Оценка институциональных рисков. Финансовые организации в Гонконге должны разработать и внедрить адекватные и соответствующие политики, процедуры и способы контроля в области AML/CFT с учетом предлагаемых продуктов и услуг, типов клиентов, географического расположения и других факторов, прописанных в руководстве. Также финансовые организации обязаны проводить оценку институциональных рисков не реже одного раза в два года или чаще при возникновении триггерных событий, которые существенно влияют на деятельность компании и ее подверженность рискам. Гонконгским организациям, имеющим зарубежные представительства и дочерние компании, необходимо проводить оценку рисков, связанных с отмыванием денег, в масштабах всей группы.
  • Индикаторы для оценки институциональных и клиентских рисков. Финансовые организации в Гонконге обязаны оценивать риски AML/CFT, связанные с клиентами и деловыми отношениями. При определении уровня общего риска, которому подвержена компания, необходимо комплексно рассмотреть ряд факторов, включающих страновые, клиентские риски, риски, связанные с услугой, транзакцией, продуктом, а также каналами их доставки/распределения. 
  • Due diligence трансграничных корреспондентских отношений. Несмотря на то, что предложенные поправки получили широкую поддержку, было сделано значительное количество комментариев относительно требований к трансграничным корреспондентским отношениям. SFC учла их и обеспечила упрощенный подход к корреспондентским отношениям с аффилированными компаниями. Этот подход позволяет финансовым организациям в Гонконге проводить дополнительный due diligence и меры по снижению рисков, оценивая, соответствуют ли их групповая политика и программа по борьбе с отмыванием денег, применимая к аффилированной компании, стандартам FATF. SFC предоставила финансовым организациям в Гонконге шестимесячный переходной период (с даты публикации пересмотренного руководства) для разработки стандартов и процедур в согласии с поправками о трансграничных корреспондентских отношениях для своих новых и текущих деловых партнеров. 
  • Упрощение и улучшение мер по оценке. SFC ограничила тип и объем надлежащей проверки клиентов (customer due diligence, CDD), которая используется для оценивания клиентов с низким уровнем риска. Для таких клиентов SFC предложила сократить частоту проверки записей по CDD и степень постоянного мониторинга транзакций на основе разумного денежного порога. А вот в отношении клиентов с высоким уровнем риска и политически значимых лиц SFC потребовала принять усиленные меры по CDD.
  • Индикаторы подозрительных операций и действий. Для выявления подозрительной деятельности финансовые организации в Гонконге обязаны предпринимать определенные шаги и получать от клиентов дополнительную информацию (например, задавать клиентам соответствующие вопросы, оценивать любые предоставленные ими обоснования, проверять их данные). Финансовые организации должны убедиться, что потенциально подозрительная сделка или действие не противоречит тому, что они уже знают о клиенте. Поправки содержат список индикаторов сомнительных транзакций и активности, чтобы помочь гонконгским финансовым компаниям определять, есть ли основания для подозрений в отношении того или иного клиента.
  • Депозиты и платежи третьих лиц. Перед тем, как принимать депозиты или платежи от третьих лиц, финансовым организациям в Гонконге необходимо обеспечить наличие соответствующих политик и процедур, а также провести due diligence для снижения изначально высокого риска и выполнения всех требований. Отложить проведение комплексной проверки депозитов третьих лиц можно только в исключительных случаях, когда нет подозрений в отношении рисков AML/CFT и при наличии надлежащих политик и процедур управления рисками. 
  • Лица, действующие от имени клиента (PPTA). При определении таких лиц финансовые организации в Гонконге обязаны оценить риски AML/CFT, связанные с их ролью и действиями, на которые они уполномочены. Также компаниям необходимо внедрить четкие политики определения PPTA и идентифицировать их в согласии с этими политиками. 

Чтобы помочь компаниям в Гонконге лучше понять, как применять эти требования, после внедрения руководства SFC опубликует актуальный перечень часто задаваемых вопросов. 

Как видите, борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма остается в центре внимания финансовых регуляторов. Некоторые из ключевых поправок в Гонконге пересекаются с вопросами, которые были недавно подняты Управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании при оценке банковских систем пресечения финансовых преступлений. 

Также SFC недавно выпустила два примечания, касающиеся поддержки использования новых технологий для AML/CFT, где обсуждались рекомендуемые действия для банковского сектора Гонконга и основные наблюдения в использовании информации из внешних источников для противодействия отмыванию денег. 

Источник: https://internationalwealth.info/

Архив новостей →