18.10.2019
Напомним, ее максимальный спад, по данным ВБ, наблюдался в кризисном 2009 году – 10,1%. В 2010-ом последовал отскок и объем торговли вырос на 11,4%. Далее последовал более скромный рост, причем минимальным он был в 2016 году, составив 2,7%. В июне текущего года предполагался темп-2019 в 2,6%, однако теперь главный международный институт развития понизил его 1 п.п. до 1,5%.
При этом Всемирный банк предупреждает: рост мировой торговли товарами и производственная активность уже существенно замедлились, и «предварительные оценки, которые учитывают последние данные, говорят о том, что рост может снизиться еще сильнее». Как видим, возможные торгово - политические компромиссы США и Китая не повлияли на оценку экспертами текущей ситуации. Да и вряд ли могли бы, поскольку перспективы разрядки в экономических отношениях конфликтующих сторон по-прежнему вызывают вопросы.
По сообщениям мировых СМИ 11 октября, что позднее подтвердили официальные представители обеих стран, в ходе очередного (уже 13-го) раунда переговоров американская сторона согласилась отказаться от повышения пошлин на китайские товары стоимостью $250 млрд с 25% до 30%, которое было запланировано на 15 октября. В обмен на это Китай, на первой фазе реализации договоренностей, в частности, согласился покупать у США больше сельхозпродукции. Но точку в торгово-политическом конфликте ставить, видимо, пока преждевременно. Необходимо еще найти консенсус в таких сферах, как защита интеллектуальной собственности, обменные курсы валют, финансовые услуги, расширение торгового сотрудничества, передача технологий, урегулирование споров. И это, видимо, будет сделать непросто. Так, уже 12 октября торговый представитель США Роберт Лайтхайзер сообщил, что китайская телекоммуникационная корпорация Huawei не является частью торгового соглашения между США и КНР, а оно должно быть подписано в течение пяти недель. Причем, по словам Лайтхайзера, сделка потребует от Китая внесения структурных изменений, которые позволят увеличить поток американской сельскохозяйственной продукции. Не случайно в официальном сообщении заместителя премьера Госсовета КНР Лю Хэ отмечается: «стороны договорились о последующих консультациях и совместной работе в направлении достижения окончательного соглашения».
Между тем, по оценке МВФ, совокупный эффект торговых конфликтов может означать для pax economica потерю примерно $700 млрд в 2020 году –
около 0,8% ВВП мира в целом – это примерно сопоставимо с объемом экономики такой страны как Швейцария. Такой взгляд разделяют и во
Всемирном банке, где наиболее существенным следствием долговременного отсутствия решения торговой проблемы считают разрывание цепочек
добавленной стоимости, на которые приходится минимум половина оборота международной торговли.
Сменившая на посту директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард, Кристалина Георгиева в своем первом
публичном выступлении в новой должности 8 октября констатировала: «Мировая экономика сейчас испытывает синхронное замедление роста». В
текущем году, как ожидается, оно захватит 90% национальных хозяйств, а темп мирового ВВП окажется «на самом низком уровне с начала
десятилетия». В Фонде также предупреждают, что в случае серьезного мирового спада вероятные дефолты по корпоративным долгам могут
достигнуть $19 трлн (40% совокупного долга в восьми ведущих экономиках).
Публикация обновленного прогноза МВФ анонсирована на 15 октября. Скорее всего, цифры окажутся близкими к версии Всемирного банка, умерившего свои ожидания по темпам мирового ВВП-2019 на 0,1 п.п. до 2,5%. Для США оценка уменьшена с июньской в 2,5% до 2,3%, для зоны евро – с 1,1% до 1,2%, для Китая – с 6,2% до 6,1%.
В очередной раз снижен прогноз-2019 для России – до 1% с предполагавшихся в июне 1,2%, а в январе и вовсе 1,5%. Примечательно, что другие (официальные и экспертные) оценки укладываются в интервал 0,9- 1,3%, то есть в среднем около того же одного процента. Причем, по мнению
большинства финаналитиков, отклонения в обе стороны весьма реалистичны. В 2020-ом, считают в World Bank, темп ускорится до 1,7%, что соответствует прогнозу Минэкономразвития на будущий год. Но прогноз Всемирного банка на 2021 год остался неизменен — 1,8%, тогда как МЭР нацеливается на ускорение до 3,1%.
Между тем, и официальные прогнозисты, и эксперты все больше надежд возлагают на исполнение национальных проектов, способных дать импульс ускорению. Согласно расчетам аналитиков Газпромбанка, их реализация в течение 2019–2021 годов добавит экономическому росту России порядка 1,6 п.п. Но продвижение к их полноценному запуску пока идет с трудом, хотя и наметились подвижки.
Как стало известно в ходе совещания (8 октября) у премьера Дмитрия Медведева о дополнительных мерах по ускорению экономического роста, МЭР поручено подготовить пакет компактных решений, содержащих конкретные шаги по улучшению делового климата, снижению административной нагрузки, развитию конкуренции. Как подчеркнул премьер, речь идет и о долгосрочных тарифных предложениях, и о системе гарантий для участия в долгосрочных инвестиционных проектах, и о закреплении ответственности за исполнение принятых решений. Отмечено также, что разрабатываемые стимулирующие меры не должны стать дубликатом нацпроектов и госпрограмм. Но, к сожалению, пока их контуры не просматриваются.
10 октября кабмин одобрил основные подходы к законопроекту о поощрении и защите капиталовложений. Для всех норм, непосредственно влияющих на инвестиционную окупаемость проектов, предлагается обеспечить стабильность, неприменение в течение трёх лет после их введения новых положений, ухудшающих условия ведения бизнеса. Предусмотрено также заключение специальных соглашений с бизнесами, объем инвестиций которых будет составлять от 1,5 млрд рублей. По замыслу разработчиков законопроекта, эти соглашения будут гарантией для неизменности отдельных налогов, законодательства в области технического регулирования, градостроительного регулирования и т.п. Вместе с тем, детали гарантий государства все еще остаются непроясненными (состав обязательств, кто несет ответственность, выступая на стороне государства, предполагается ли принцип «одного окна» и т.п.). Альтернативный проект закона, подготовленный вице-премьером Дмитрием Козаком, на заседании правительства не рассматривался. Его интеграция с версией Минфина, видимо, будет проходить в рабочем порядке в течение ближайших двух недель – времени, отведенного для доработки законопроекта для внесения его в Государственную Думу.
Цифры, характеризующие слабость глобальной макродинамики, будут уточняться еще не раз. Тем не менее, наблюдаемые тренды уже стали
вызовом для экономической политики. В РФ при консенсус-прогнозе роста- 2019 около 1% поиск ответа фокусируется на мерах по ускорению темпов ВВП, которые должны дать контрциклический результат уже в 2020 году. Однако многократные декларации принципов регулятивных действий пока явно опережают проработку деталей, формирующих мотивации к усилению деловой активности. В то же время, ЦБ РФ, имея возможность еще в текущем году снизить свою ключевую ставку 25 б.п. даже дважды, в первой половине 2020-го, скорее всего, будет вынужден притормозить монетарное смягчение в ожидании – как сработают стимулы росту на стороне налогово-бюджетной политики и структурных мер.