06.11.2019
По итогам заседания комитета по открытым рынкам (FOMC) 29-30 ноября Федрезерв США понизил процентную ставку по федеральным кредитным средствам (federal fund rate) до диапазона 1,5-1,75% годовых. Одновременно, как и ожидалось, до 1,55% с 1,8% уменьшена ставка по излишкам банковских резервов (IOER). Решение (за него проголосовали 8 из 10 постоянных членов FOMC) регулятор объяснил «последствиями глобальных событий для экономического прогноза» и «слабым инфляционным давлением». При этом из текста заявления исчезла фраза о готовности ФРС «действовать при необходимости для поддержки экономического роста». Текущая формулировка выглядит мягче: при принятии решений FOMC намерен «учитывать широкий спектр информации», включая показатели рынка труда, инфляции, ее ожиданий, «а также данные об изменении финансовых и международных условий».
Повышение ставки, заявил в ходе пресс-конференции (30 октября) председатель ФРС Джером Пауэлл, возможно лишь «при существенном, причем устойчивом» росте цен до 2% и выше (в настоящее время – около 1,7% г/г – прим. авт.). Участники рынков на фоне разъяснений регулятора ожидают, что на следующем заседании 10-11 декабря FOMC возьмет паузу, а в 2020 году проведет лишь одно снижение ставки. Повод для таких настроений – динамика ВВП (в третьем квартале его рост, по первой оценке, составил 1,9%, оказавшись выше консенсус-ожидания финаналитиков в 1,6%); переход торгового конфликта США и Китая в вялотекущую «окопную» стадию и сохранение у инвесторов повышенного аппетита к риску. Такой оптимизм уравновешивается, впрочем, и другой точкой зрения: динамика ВВП поддерживается в первую очередь сильным внутренним потреблением домохозяйств, но не расходами бизнеса (прежде всего, капитальными). Даже при октябрьском увеличении индекса деловой активности в промышленности (ISM) до 48,3% с 47,8% в сентябре, он все еще остается в области, указывающей на спад. При этом ФРС перешла к активному вливанию ликвидности в рынок (ФРБ Нью-Йорка уполномочен выкупать казначейские векселя на общую сумму в $360 млрд по меньшей мере до конца второго квартала 2020 года). Таргетирование ставки РЕПО, отмечают многие наблюдатели, для регулятора США становится даже важнее уровня федеральной индикативной ставки, поскольку речь идет об обеспечении комфортных условий размещению новых выпусков UST, необходимых для финансирования бюджетного дефицита, уже превысившего $1 трлн.
В ФРС предпочитают не называть текущие изменения в денежнокредитных условиях «количественным смягчением» (тем более что ее нынешние действия по влиянию на доходность UST противоположны эффекту от классических QE – она не падает, а растет). Тем не менее, монетарная политика в США находится в общем русле действий ведущих центробанков. В Японии на минувшей неделе денежные власти вновь подтвердили приверженность мягкой ДКП, заявив о готовности (при необходимости) к большему снижению ставки. Новых стимулирующих шагов участники рынков ждут и от ЕЦБ. В S&P, например, прогнозируют, что в декабре его депозитная ставка будет уменьшена еще на 10 б.п. до минус 0,6%.
Стимулирующих усилий не оставляет и Нарбанк Китая. Только в октябре он через предоставление годовых кредитов и операции на открытом рынке предоставил экономики юаневую ликвидность в эквиваленте $71,5 млрд; на 5 б.п. уменьшена и ставка по кредитам (сроком на год) для первоклассных заемщиков. Вливания такого рода, полагают финаналитики, будут продолжены и даже усилены. Во-первых, они необходимы для рефинансирования долгов провинций и госкомпаний. В 2020 году, к примеру, должны быть погашены бонды местных властей на 2 трлн юаней ($283 млрд), что на 58% больше, чем в 2019-ом. Второй важнейший мотив –продолжающееся замедление экономики. По данным Главного статуправления КНР, в октябре PMI в обработке снизился до 49,3 с 49,8 пункта месяцем ранее, индекс новых экспортных заказов – до 47 с 48,2 пункта, PMI сфере услуг и строительстве – ло 52,8 с 53,7 пункта.
2 ноября телеканал CNBC сообщил, что Китай и США в ходе телефонных переговоров между главами делегаций договорились по основным вопросам первой фазы торгового соглашения. Инвесторы восприняли новость с облегчением, но без избытка позитивных эмоций. Тактическая подвижка налицо, однако вероятность полномасштабного долгосрочного компромисса остается довольно низкой при отсутствии гарантий невозврата переговорного процесса в новые раунды интенсификации конфликта. К тому же ряд конкретных деталей сделки остается непроясненным (готовность Китая на деле закупать агропродукцию из США на $40-50 млрд; содержание и сроки принятия закона в КНР, запрещающего госчиновникам требовать передачу технологий китайским компаниям; правовое закрепление отказа США от повышения пошлин на импорт из Поднебесной и т.п.).
Действия центробанков и ожидания некоторой разрядки торговополитической напряженности поддерживают аппетит к риску на финрынках. Однако и фундаментальные факторы глобального замедления продолжают действовать в полном объеме. Свидетельство тому – свежие данные ОЭСР о мировой динамике прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В первом полугодии-2019 они снизились на 20% г/г до $572 млрд. Причем процесс усиливается: в первом квартале сокращение насчитывало 5% г/г (объем ПИИ составил $361 млрд), во втором – уже 42% ($210 млрд). Примечательно, что в 2019-ом впервые с 2005 года отрицательный приток входящих и исходящих ПИИ зафиксирован в Гонконге. Не удивительно, что по итогам третьего квартала его экономика попала в рецессию (сокращение в апреле-июне на 0,4%, в июле-сентябре – на 3,2%).
Неопределенность динамики замедляющегося мирового ВВП не снижает уровень рисков для российской экономики с ее неоднозначно противоречивыми макротрендами. Смягчение ДКП Банком России, например, привело к тому, что октябрь стал «месяцем инвестора» – корпоративные эмитенты разместили облигаций на 396 млрд рублей. Несколько вырос PMI в обработке – до 47,2 пункта после 46,3 пункта в сентябре, оставшись, впрочем, в области значений, указывающих, на спад деловой активности. В этих условиях важнейшей задачей правительства и денежных властей остается контрциклическое ускорение роста. К середине осени-2019 намерения на этот счет стали обретать более реальные очертания. В Госдуму РФ (наконец-то!) внесен законопроект о соглашениях по защите и поощрению капиталовложений. Впереди, между тем, самое главное – проверка благозамыслов реальными сроками принятия решений и практикой правоприменения.
Архив новостей →