14.11.2019
Произошло это не само по себе. Правительства стран членов ЕС и межправительственные организации ЕС провели большую работу над ошибками и сделали все, чтобы повысить привлекательность экономики еврозоны для международных инвесторов. Мировой капитал оценил слаженные усилия Европы и вновь стал проявлять благосклонность к авуарам Старого Света. Данный тренд был замечен и экспертами West Union. В третьем квартале 2019 года через West Union было зарегистрировано на 28% больше европейских компаний, чем за аналогичный период прошлого года.
Аналитики компании объясняют это «взрослением российского бизнеса». Отечественные предприниматели прошли период «дикого накопления капитала», пережили стадию «офшорных пряток» и теперь, наконец, остепеняются. «Кипрский дивертисмент», безусловно, явился одним из главных отрезвляющих факторов. Владельцы бизнесов, поддерживавших конкурентоспособность за счет создания сложных внешнеэкономических схем, использовавших нерезидентные структуры в офшорах, поняли, что «скупой платит дважды», и начали делать выбор в пользу надежности и престижности европейских компаний.
Для того, чтобы понять, чем именно фирма, зарегистрированная в Евросоюзе выгоднее, чем офшорная компания на Сейшелах или на Британских Виргинских островах, одних арифметических расчетов мало. Если в ВЭД действовать исключительно «по правилу левой руки» (закрывать названия «блюд» и смотреть на ценник), то классические офшоры по-прежнему выгоднее. Однако, если перейти от арифметики вычисления стоимости регистрации и поддержания к арифметике использования нерезидентных структур, то уравнение офшора будет содержать гораздо больше неизвестных, чем формула европейской компании.
Первая и самая существенная неизвестная при пользовании офшорной компанией — это банковский счет. Открыть его в надежном европейском или американском банке, к сожалению, уже почти невозможно. Вероятность отказа — 99%. Объем инвестиций, которые необходимо осуществить, дабы открылись двери этих финансовых институтов, непомерно велик. Удел офшорных компаний — банки Кипра, Лихтенштейна и то банки второго эшелона. Звучит не слишком надежно.
И в тоже время для открытия счета в любом банке мира на европейскую компанию, созданную с соблюдением всех норм и правил ЕС, необходимо принять всего одно решение: какой из банков выбрать. Спектр возможностей — безграничен. Если время не поджимает, то процесс выбора может и затянуться. Однако его едва ли можно будет назвать болезненным, а его результат — рискованным.
Вторая неизвестная, которую приходится «вычислять» при работе с классическими офшорами: как оформлять деятельность компании, чтобы не попасть в черный список контролирующих органов России и Евросоюза? Особенно если одним из ваших целевых рынков является все Европа. Для компании с Багамских островов поставка товаров сразу в несколько стран Старого Света становится нескончаемой головной болью в связи с отсутствием у нее номера VAT.
VAT номер — это аббревиатура от словосочетания Value Added Tax identification number, что в переводе на русский язык означает идентификационный номер плательщика налога на добавленную стоимость (НДС). Дело в том, что Европейский союз создан в первую очередь как таможенный союз, и вся его территория является единой таможенной зоной. Что же дает единый VAT номер в Европейском союзе?
В каждой стране ЕС есть свой внутренний НДС, ставки которого различаются в зависимости от законодательства страны. Так в Германии стандартная ставка — 19% (и до 7% на некоторые товары), в Дании и Швеции — 25% (и до 12%), а в Швейцарии — 8%(и до 3,5%). Для того, чтобы немецкая компания могла купить товар или услугу в другой стране ЕС без НДС либо с нулевой ставкой НДС, у эстонской фирмы должен быть VAT номер. В противном случае поставщик из другой страны ЕС должен будет выставить ей счет с внутренним НДС, который будет невозможно вернуть обратно, соответственно себестоимость покупаемого товара или услуги увеличится на размер внутренней ставки НДС страны контрагента. Это сделано, чтобы защитить внутренние рынки стран ЕС и сохранить конкурентноспостобность товаров и услуг каждой отдельно взятой страны страны, чтобы частные лица и компании покупали товары и услуги в других странах ЕС по ценам, близким к своему внутреннему рынку.
Таким образом, компания с Багамских островов или любого другого офшора без VAT number является не самым привлекательным партнером (закупщиком или поставщиком) для большинства европейцев, да и у нее самой могут регулярно случаться «конфузы» в связи с неправильными расчетами по поставками.
Естественно, что у европейской компании таких проблем нет и быть не может.
Еще одна головная боль при работе с классическими офшорами — таможенные декларации. Без EORI code ваши грузы автоматически становятся объектом повышенного внимания таможенных офицеров Евросоюза.
Система EORI (Система Регистрации и Идентификации Хозяйствующих Субъектов) создана для реализации мер безопасности, предусмотренных постановлениями Европейского парламента и Совета Европы. Номер EORI это уникальный код действительный на всей территории Европейского сообщества, присваиваемый таможенным органом, уполномоченным органом или другими органами государств-членов ЕС хозяйствующим субъектам и прочим лицам согласно правилам, изложенным в прикладных положениях таможенного кодекса. Посредством регистрации в таможенном реестре одного из государств-участников ЕС субъектам присваивается номер, действующий на всей территории Сообщества. Очевидно, что для получения преимуществ от EORI code в полной мере обладатели его должны использовать номер EORI после его выдачи во всех сферах, связанных с таможенными органами ЕС там, где требуется таможенный идентификатор.
Иными словами, EORI code — это «биометрический таможенный паспорт» компании, существенно сокращающий число вопросов, которые обязаны задавать таможенные органы участникам ВЭД в Еврозоне. Если он есть, то товары проходят таможни Европы по «зеленому коридору», обгоняя длинную очередь не обладающих таковым.
Ну и последнее, чем отличается компания, зарегистрированная в Европе, от всех других — TIN (Tax identification numbers). Во многом этот код идентичен российскому ИНН, однако TIN применим по всей территории Евросоюза.
VAT, EORI и TIN — три кода, которые делают ваш бизнес по-настоящему европейским, а следовательно надежным и привлекательным для потенциальных партнеров по всему миру. Без них компании постоянно придется доказывать свою благонадежность и выслушивать от законопослушных европейцев вежливые отказы от сотрудничества. А в условиях, когда рынки Европы вновь обретают привлекательность, это чревато потерями, которые будут явно больше разницы в затратах на регистрацию и содержание европейской и офшорной компании.
Последний, но не излишний штрих, необходимый для успеха компании на возрождающемся европейском рынке — штрих-код вашего продукта, занесенный в европейский реестр штрих-кодов. Это только в российской глубинке еще можно найти магазины с товарами без штрих-кода. А вот на перенаселенных просторах Европы, даже в самой глухой басской деревне невозможно найти магазин без считывателя штрих-кода. Европейцы высоко ценят свое время и не будут связываться с товарами, которые потребуют от них лишних времязатрат на маркировку SKU даже по самым «вкусным» оптовым ценам. Точно так же — то есть индифферентно — они отнесутся к торговой марке, не зарегистрированной на территории ЕС. Где бы ни были изготовлены товары Noname, если только их не производят в этом же городе, для европейцев они становятся Made in China со всеми вытекающими негативными ожиданиями.
На первый взгляд весь комплекс правовых и административных действий по учреждению «правильного» бизнеса в Европе кажется весьма трудоемким и длительным процессом. Надо то, надо это... Однако, если подойти к вопросу основательно и, главное, поручить его решение профессионалам, то на выходе можно получить надежный, стабильный, прибыльный и долгосрочный бизнес, которым можно будет по праву гордиться.
Архив новостей →